Блог

Личные границы.

Про некоторые вещи сложно говорить буквально. Получается плоско и вызывает много вопросов, на которые не ответить исчерпывающе короткими фразами.
Поэтому решила записывать вот такие истории. Буду рада вашим откликам. Напишите, пожалуйста, интересны ли Вам мои истории.
История первая.
«Та, сторона». Собираемся в поход. Кот и личные границы

Мое детство было очень разным и проходило как бы в разных мирах.
Я родилась очень болезненным ребенком (как-нибудь расскажу и эту историю). С раннего младенчества много времени проводила в больницах. В 3 года меня пытались полечить в специальном санатории для малышей. На что я среагировала непредсказуемо. Через несколько дней пребывания в жутких для меня обстоятельствах тотальной несвободы, которые я была не в силах вынести, но и не имела возможности изменить, я решила вопрос, объявив тихий бойкот. Я перестала есть, разговаривать с людьми, а потом и спать. Родителям пришлось забрать меня домой.

Из-за постоянных воспалений легких, бронхитов и плохих туберкулезных проб отдать меня в детский сад было невозможно, а маме нужно было работать. Почему то ей очень нужно было работать, а не возиться со мной.
Выход нашелся: меня забрали родители моей мамы. До школы я росла с ними в далекой от цивилизованного города деревушке Тверской области.

Жизнь там была очень простая, невероятно интересная, свободная, и крайне располагающая к усваиванию простых истин и развитию самодостаточности.
До сих пор в моей памяти много ярких воспоминаний о моем детстве в деревне.

Как- то летом бабушка сказала, что мы пойдем далеко, в поход за грибами и ягодами. Это было очень необычно. Ягоды росли прямо за огородом, а до грибных мест было идти 10-15 минут.
«Зачем же нам идти в дальний поход, если мы можем все набрать рядом с домом?» - спросила я бабушку.
Бабушка загадочно улыбнулась и сказала: «Увидишь».
В поход мы отправились ранним утром огромной компанией, состоявшей человек из 20. Детей было шестеро, пятеро были подростки, а я – самая маленькая, дошкольница. Вставал вопрос о том, что бы оставить меня дома.

Но бабушка сказала, что я выдержу поход так же как и все.
Она взяла с меня обещание не хныкать, слушаться ее и нести свои вещи сама. Я была ей очень благодарна за доверие и клятвенно обещала делать все, что она скажет.
Мы переправились через Волгу на пароме.
Затем шли сказочным лесом, мимо маленьких, полузаброшенных деревень. В этих деревеньках иногда было по 2-3 древних жителя. Бабушка знала этих жителей. Она сказала, что она «родом с той стороны» .
Это ее выражение очень меня зацепило.

Я поняла, что у жизни всегда есть «эта», явная сторона, которую все видят. А еще есть как бы ее изнанка – та, сторона, о которой мало кто догадывается. И «та сторона» для многих, как бы, не существует. А ведь в той стороне тоже идет реальная живая жизнь. Но жизнь «на той стороне» подчиняется каким то другим правилам, другим, бОльшим порядкам. То, что важно на «этой» стороне совсем не значимо там…
И эти большие порядки и важные правила моя бабушка знала и неукоснительно соблюдала.

Мы шли тогда по красивейшим ярко зеленым полянам. Они были завораживающе прекрасны. Ровные и какого- то невероятного зеленого цвета. Я еще никогда не видела такого яркого изумрудно-зеленого цвета полян, как тогда. Мне очень хотелось по ним побегать. Они манили меня.
Только было непонятно, почему бабушка цепко держала меня за ладонь. Так крепко держала, что ладошка даже заболела. Я попросила меня отпустить, но бабушка сказала: «Вот войдем в тот лес впереди и отпущу, а сейчас никак нельзя».
Сказала таким тоном, что я сразу поняла, что больше не нужно просить. И объяснять, почему так а не иначе, она не станет. Я это тогда уже чувствовала. Когда нужно просить объяснений, а когда нет.
Моя бабушка мне мало что запрещала. Но если вдруг что-то запрещала, то это было очень важно. Это было точно то, что нужно соблюдать.

Иначе…я видела, что случилось с ее любимым котом, который начал сильно безобразничать. Он проникал в кладовки соседей и слизывал сметану с крынок с молоком. А так же душил соседских кур. Соседи пригрозили спалить наш дом, если бабушка его не угомонит. Я видела, что это расстроило бабушку. Она уговаривала кота, потом даже плакала. Вообще- то моя бабушка не плакала никогда, а тут…. Потом кота посадили в мешок и увезли. Его не было долго. Но он вернулся. Пришел ободранный и тощий, почти прозрачный от голода и дальней дороги. Пару недель кот отъедался, а потом возобновил свои безобразия.
И тогда моя добрая, ласковая бабушка подозвала его, и ….я больше его никогда не видела.
Мне было совсем мало лет, но выводы я сделала четкие. И интонации в бабушкином голосе научилась различать, а так же прекратила споры со старшими. Надолго.

Зато потом, став взрослой я хорошо поняла услышанное изречение: « Нужно тщательно изучать правила, что бы знать, как их нарушить» .

Тогда я поняла, что люди могут быть очень убедительными. И лучше не доводить их до края терпения. Я очень любила свою бабушку. Она всегда была мягкая, добрая, сострадательная и спокойная. Но я знала, что у нее есть грань, за которую переходить нельзя.

И только получив психологическое образование, я узнала, что эта грань называется «личная граница».
И ее нужно обязательно иметь, чтобы не сорваться, чтобы не развалить важных отношений, чтобы получить нужный серьезный результат, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь других, чтобы предпринять важные действия и попасть «на ту сторону», чтобы обрести целостность и гармонично жить на обеих сторонах жизни, - нужно осознавать, чувствовать свои личные границы.

И знать о границах других людей. Особенно это важно, когда ты имеешь дело с сильными и мощными людьми.
Это значит, что человек, который хочет добиться успеха и идти далеко наравне с более старшими, сильными и ресурсными людьми, который хочет пройти туда, куда «постронним хода нет» должен уважать правила.

И правило заброшенных волшебных деревень, спрятавшихся посреди топей и болот было простое: Старший держит за руку самого шустрого или самого слабого. Но слабых в походы не берут. Они остаются дома….
И правило шустрого: держаться за руку того, кто знает дорогу. Без лишних умствований делать то, что говорят.

«Скромный не может учиться. Вспыльчивый не сможет никого научить». Это тоже про личные границы. Про личные границы старшего и младшего в группе, учителя и ученика, консультанта (или тренера) и клиента.
(с) Наталия Усова

Продолжение следует…